c035bb322c70fbd3df9a3e97004c01c8
Врач-психотерапевт высшей категории
Трансактный анализ:

теория развития личности


Теория развития личности, разработанная Э.Берном, имеет первостепенное значение для всех родителей.

В формировании внутреннего Ребёнка выделяется три стадии. И они такие же объективные и закономерные, как и стадии физического развития.

Как и прежде, определения учёного оказались очень меткими и понятными.

Теория развития личности
>
1. «Ребёнок» в «Ребёнке»

Первая стадия – «соматический Ребёнок».

С рождения до 6 месяцев.

В этом возрасте наш ребёнок может воспринимать мир только через физические прикосновения людей.

Именно в первые полгода жизни!!! у детей закладываются основы эмоционального контакта с окружающими.

К тому же считается, чем больше в этот период мы ласкаем ребёнка, тем меньший у него риск каких-то соматических заболеваний.

Родителям необходимо знать, что эмоциональные потребности личности связаны с телесными. И помнить об этом во время кормления, пеленания, держания на руках. Ведь кормление – это не просто физиологический процесс, но ещё и очень важный эмоциональный контакт. Особенно кормление грудью. Ребёнок подаёт сигнал о желании такого контакта своим голосом. То, что мы чаще всего называем криком. И если мы даём реакцию на этот стимул с раздражением, то контакт проходит на техническом уровне, безэмоционально.

Фактически уже в таком раннем возрасте ребёнок может получать от непонимающих родителей пересекающиеся трансакции.

Чуть позже, когда мы будем говорить о поглаживаниях, вы поймёте, что главной потребностью в этом возрасте для ребёнка является – отдать свою любовь и, чтобы её приняли близкие. А вторая потребность – получить от них ответную любовь.

К сожалению, родители, которые сами не получили этой любви в детстве, не знают, как её дать ребёнку.

Но этому можно, и нужно учиться сейчас!

Прежде всего, необходимо усвоить главное правило.

Ребёнка в первой стадии его развития нельзя спускать с рук!

А миллионы людей следуют противоположному правилу:

«Не приучайте детей к рукам! Поплачет и перестанет!»

Повторение переживаний младенческого периода может быть у человека в любом возрасте. Это происходит тогда, когда мы чувствуем, что нам чего-то не хватает в эмоциональных отношениях.

2. «Взрослый» в «Ребёнке»

Вторая стадия – «маленький профессор».

От 6 до 18 месяцев ребёнок познаёт мир! Он уже учится ползать, вставать на ножки и ходить. Всё что попадается на его пути ему нужно попробовать на вкус и на прочность.

В этом возрасте у ребёнка развивается интуиция, и он учится ею пользоваться. Он учится интуитивно определять самые лучшие способы достичь того, что может удовлетворить его потребности и доставить удовольствие.

Ребёнок в своих исследованиях окружающего мира проявляет всё больше смекалки, находчивости и творчества. И ему важно получить за это признание окружающих.

Родителям в этот период необходимо отзеркаливать чувства своих детей. Потому что узнать правильно он что-то понимает или нет, он может только по их реакции.

Если ребёнок, изрисовав обои, получит по рукам, и увидит негодующее лицо мамы, он поймёт, что художник он никакой. Да мало ли что в этом возрасте не понравится родителям. А для ребёнка эта оценка может оказаться значимой на всю жизнь.

Но многие родители не хотят с этим соглашаться. Часто от них можно слышать такой вопрос:

«Так что же ребёнку всё позволять?!»

Нет, конечно. То, что для него опасно, разрешать нельзя. Но постарайтесь сами оценить, сколько раз вы одергиваете ребёнка, не затем, чтобы его в чём-то защитить, а просто потому, что вам это не нравится.

3. «Родитель» в «Ребёнке»

Третья стадия – «Родитель-волшебник».

Она занимает возраст от полутора до трёх лет. Почему она так называется?

Ребёнок волшебным образом делает из родителей плохих людей, чтобы не жалко было их бросить. Зато потом, когда он почувствует свою автономность, он полюбит их ещё больше и уже на всю жизнь.

Это тот этап жизни, когда ребёнок отделяется от своих родителей эмоционально. Период обретения первой самостоятельности.

Он начинает активно говорить «нет!». И иногда так усердствует в этом, что у него получается девиз: «Я хочу получить то, что мне нужно сейчас!!! Потом мне это уже будет не нужно!». И не принимает никаких объяснений, что сейчас это невозможно. Психологи подобное поведение у взрослых людей называют: «Проблема двухлетнего ребёнка!».

Если, например, ребёнку не покупают игру, или какое-то лакомство, он может лечь на пол и начать истерику прямо в магазине. Бить руками и ногами, вопить, требуя того, чего он хочет.

Родителям в это время очень важно удерживать границу, объясняя ребёнку, зачем вы это делаете. Ему необходимо говорить спокойным голосом, что вы не можете это купить сейчас. Но сможете это сделать в другой раз.

Но в этот момент ни в коем случае нельзя отворачиваться от ребёнка!

К сожалению, многие родители в таких ситуациях часто фрустрируют, уходят, закрывают за собой дверь, говоря при этом: «Раз ты так себя ведёшь, то я от тебя уйду!» После этого некоторые родители, видя неподдельный ужас в глазах ребёнка, продолжают упиваться своей победой!

Они думают, что ребёнок специально издевается над ними в публичных местах, привлекая внимание посторонних, поэтому дома они хотят его проучить.

На самом деле это нормальный этап развития. Ребёнок пробует свои силы и старается пересилить вас.

Родители, не зная этой детской особенности, допускают массу ошибок. Либо разрешают всё, не давая возможности ребёнку реализовать своё волшебство отделения, либо, что ещё хуже, как было отмечено, шантажируют ребёнка своим уходом.

Вот пример переживаемых чувств ребёнка на этой стадии.

Ребёнок идёт к песочнице – мама осталась на скамейке. Ребёнок оглядывается через каждый шаг, действительно ли она там сидит. И если теряет её из вида – беспокоится. Видит её – снова успокаивается. Потому что для ребёнка важно не только отделиться. Для него важно вернуться. И быть принятым с новыми качествами, новыми умениями и новой самостоятельностью. Для него очень важно сохранить любовь мамы, когда он вернётся. И ему важно снова уходить и снова возвращаться.

Если дети не смогут правильно пройти стадию отделения в возрасте до трёх лет, то во взрослой жизни они всегда будут испытывать тревожность, в любых ситуациях похожих на отделение.

оставьте заявку