d675b2be632d5d63ff50820e7155cba6
Врач-психотерапевт высшей категории
Трансактный анализ:

контаминация


На диаграмме эго состояний мы видим три окружности символизирующие Родителя, Взрослого и Ребенка (Дитя), с чёткими границами. Этим подчёркивается автономность каждого эго состояния.

На самом деле такого чистого разделения в жизни не бывает. Граница между эго-состояниями проницаема и в каждое мгновение жизни мы имеем в себе чувства, мысли и поведение каждой субличности. Это проявляется в соответствующем настроении. Как правило, то, что принято считать нормой – это результат координированного взаимодействия всех эго-состояний. Соответственно ситуации внутренний Взрослый регулирует, насколько в данный момент уместно присутствие Родителя или Ребёнка в наших чувствах, высказываниях и поведении.

Делается это всё на подсознательном уровне в доли секунды. Вспомните пример со светофором. Если эго-состояния находятся в гармонии, то мы даже не заметим, как Взрослый отдал полномочия Родителю перед красным сигналом и удержал от опасного поведения Ребёнка.

На самом деле такого чистого разделения в жизни не бывает. Граница между эго-состояниями проницаема и в каждое мгновение жизни мы имеем в себе чувства, мысли и поведение каждой субличности. Это проявляется в соответствующем настроении. Как правило, то, что принято считать нормой – это результат координированного взаимодействия всех эго-состояний. Соответственно ситуации внутренний Взрослый регулирует, насколько в данный момент уместно присутствие Родителя или Ребёнка в наших чувствах, высказываниях и поведении. Делается это всё на подсознательном уровне в доли секунды. Вспомните пример со светофором. Если эго-состояния находятся в гармонии, то мы даже не заметим, как Взрослый отдал полномочия Родителю перед красным сигналом и удержал от опасного поведения Ребёнка.

Но если человек попадает в стрессовую ситуацию, и у Взрослого не хватит силы для такой координации, то Ребёнок или Родитель будут присутствовать здесь и сейчас, даже если это будет совсем неуместно.

Такое состояние называется контаминацией. Т.е. загрязнением. Оно очень часто присутствует в нашей жизни, но самому человеку определить это практически невозможно.

На диаграмме мы видим разные виды контаминаций. В границы Взрослого может входить как Родительское эго-состояние, так и Детское.

Но так как мы ведем изучение теории Э.Берна в применении к детско-родительским отношениям, я буду объяснять контаминации на детских примерах.

Как было уже сказано, Взрослое состояние начинает формироваться у ребёнка уже с 6-ти месяцев. К пяти годам оно становится достаточно устойчивым, чтобы с ребёнком можно было общаться на уровне Взрослый-Взрослый. А к 6-7 годам мы можем отдавать ребёнка в школу, т.к. считается, что границы Взрослого достаточно устойчивые.

Но в жизни бывает всё намного сложнее. Когда мы замечаем, что ребёнку сложно сосредоточиться на каком-то задании, он чрезмерно возбудим, то чаще всего мы объясняем это его непослушанием. А когда воспитательные меры не действуют, то прибегаем к помощи врачей, которые тут же назначают успокаивающие лекарства, чтобы помочь ребёнку справиться с гипервозбудимостью.

На самом деле гиперактивное поведение может быть нормой для многих детей даже в возрасте 10-12 лет.

В теории трансактного анализа состояние, когда Ребёнок контаминирует (загрязняет) Взрослого называется иллюзией.

Ведь кроме поведения, как мы знаем у ребёнка в это время и его мысли, и чувства соответствуют ведущему эго-состоянию. Поэтому в ситуации, где от ученика ждут Взрослого поведения на уроке, а он ведёт себя как Ребёнок, то у него внутренний Взрослый контаменирован внутренним Ребёнком.

Другими словами ребёнку ещё не хочется расставаться со своим детством!

Если с таким ребёнком будет работать психотерапевт трансактный аналитик, то его работа будет называться деконтаминацией.

Это укрепление Взрослого состояния у ребёнка, с помощью разъяснительной психотерапии и специальных упражнений для тренировки внимания и усидчивости.

Иллюзии, т.е. проникновение Ребёнка в границы Взрослого, вызывает большие сложности в любом возрасте, но особую опасность это нарушение имеет в подростковом возрасте.

Но это уже отдельная тема, относящаяся к подростковой психотерапии.

Прямо противоположные проблемы создаёт другая контаминация. Загрязнение Взрослого эго-состояния Родителем.

К сожалению, многие родители пропускают эту патологию. Им интересно наблюдать, какой у них «взрослый» ребёнок. Некоторым родителям нравится поучающий тон их детей, строгий взгляд. Не говоря уже о пунктуальности, собранности. Учителя на таких детей не нарадуются. А ведь часто это бывает показателем нарушения границ эго-состояния, что уже может быть болезненным проявлением. Вспомните пример с тем же светофором. Если ребёнок с превалирующим Родителем будет идти с классом, например в кино, и им придётся переходить перекрёсток с неисправным светофором, то весь класс пойдёт дальше, а он останется стоять, или даже возвратится назад.

Да, конечно, этот пример утрирован, но в жизни бывают ситуации ещё сложнее, хотя и не такие явные. Этот вид контаминации называется предрассудки. В норме ребёнок уже к семи годам может многим явлениям давать Взрослую оценку. Не будет же первоклассник перекрикивать всех, доказывая, что его родители нашли в капусте. Но о том, что учитель всегда прав, он может ни на минуту не сомневаться, даже если в какой-то ситуации учитель отступит от педагогических правил. И это ещё не беда. А вот когда Родитель у ребёнка сформировался в неблагополучной обстановке и в ситуации здесь и сейчас ребёнок будет уверен, что школа это «отстой», то переубедить его будет очень непросто.

К сожалению, многие родители пропускают эту патологию. Им интересно наблюдать, какой у них «взрослый» ребёнок. Некоторым родителям нравится поучающий тон их детей, строгий взгляд. Не говоря уже о пунктуальности, собранности. Учителя на таких детей не нарадуются. А ведь часто это бывает показателем нарушения границ эго-состояния, что уже может быть болезненным проявлением. Вспомните пример с тем же светофором. Если ребёнок с превалирующим Родителем будет идти с классом, например в кино, и им придётся переходить перекрёсток с неисправным светофором, то весь класс пойдёт дальше, а он останется стоять, или даже возвратится назад. Да, конечно, этот пример утрирован, но в жизни бывают ситуации ещё сложнее, хотя и не такие явные. Этот вид контаминации называется предрассудки. В норме ребёнок уже к семи годам может многим явлениям давать Взрослую оценку. Не будет же первоклассник перекрикивать всех, доказывая, что его родители нашли в капусте. Но о том, что учитель всегда прав, он может ни на минуту не сомневаться, даже если в какой-то ситуации учитель отступит от педагогических правил. И это ещё не беда. А вот когда Родитель у ребёнка сформировался в неблагополучной обстановке и в ситуации здесь и сейчас ребёнок будет уверен, что школа это «отстой», то переубедить его будет очень непросто.

Психотерапия предрассудков строится по тому же принципу, как и с иллюзиями. Укрепляются границы Взрослого путём разъяснения, убеждения.

Это сложная работа. Кто-то из специалистов справляется с этим лучше, кто-то хуже.

Но никакая самая лучшая психотерапия не заменит правильного воспитания. Тогда контаминаций у ребёнка будет минимум.

Теперь родители, обратите внимание на себя.

Кто скажет, что у вас границы Взрослого на замке, и нет никаких контаминаций, пусть бросит в меня камень!

Но определить чистоту своих эго-состояний можно только на тренингах!

оставьте заявку