315c96f2c4b6cf5bad60591e533a9b20
Врач-психотерапевт высшей категории
Теория эго-состояний:

функциональные модели эго-состояний


Функциональная модель эго-состояния Родитель

Мы разобрались в описании структурной модели эго-состояния Родитель. А есть ещё функциональная модель. Внутренний Родитель может быть двух видов: критикующий и заботливый. Причём, речь идёт об одном человеке. Всё зависит от ситуации. Уместность проявления той или иной формы поведения зависит от обстоятельств, а насколько правильно мы ведём себя от наших внутренних ресурсов.

Например. Если ребёнок неправильно кушает, и берёт кашу из тарелки рукой, мама говорит ему: «Ай-ай-ай, так делать нельзя!» И показывает, как пользоваться ложкой. Она в это время ведёт себя как критикующий, но положительный Родитель. Если мама будет рассержена, и назовёт за такое же действие ребёнка бестолковым, то она так же будет в роли критикующего Родителя, только уже с отрицательным знаком.

Так же может меняться знак и у заботливого Родителя. Заботливый положительный Родитель, не пустит ребёнка в холод плохо одетым на улицу, а отрицательно заботливый укутает его так, что ребёнку и повернуться трудно будет.

Это лишь общие примеры. Ситуаций таких в жизни тысячи и не всегда можно тут же оценить в каком эго состоянии находимся мы сами, или наши дети. Для этого требуются практические навыки, которые родители получают на практических тренингах.

Функциональная модель эго-состояния Ребёнок

Для правильного воспитания детей родителям важно понимать функциональную модель Детского эго-состояния. Внутренний Ребёнок может быть свободным(естественным) и адаптивным. Оценивать, что лучше, что хуже нет смысла. И то и другое состояние необходимо в жизни. Считается, что естественный Ребёнок, это Ребёнок свободный от ожиданий родителей. Он уверен, что его любят! И ему для этого ничего делать не нужно. А адаптивный Ребёнок, «знает» как ему нужно поступать, чтобы эту самую любовь и признание получить. Как правило, об адаптивных детях говорят, что «на них глаз родителей отдыхает». За детей же с естественным Ребёнком родителям часто бывает стыдно, т.к. окружающие считают их просто невоспитанными.

Истина же, как всегда находится в золотой середине. Но вот найти её бывает нелегко.

Функциональные различия внутреннего Ребёнка, имеют важное значение для детей любого возраста. Детей с адаптивным Ребёнком родители очень рано начинают считать взрослыми, не обращая внимания на то, что ему ещё очень нужна родительская поддержка. А естественный или свободный Ребёнок часто провоцирует окружение на ненужную критику в свой адрес.

В тонкостях этих различий также необходимо разбираться на практике.

У внутреннего "Взрослого" модель функционального состояния не выделяется. Задача этого эго-состояния заключается в том, чтобы определять, какая модель функционального Ребёнка и Родителя соответствует ситуации здесь и сейчас.

оставьте заявку