ffef8d0cf7bc171eac730d175f8c952e
Врач-психотерапевт высшей категории
Трансактный анализ:

общая характеристика эго-состояний


Эго-состояния – это объективная реальность. Каждое из них имеет одинаково важное значение в нашей жизни, как и любая часть нашего организма. Каждому присуща его неповторимая роль. И если, по каким то причинам, мы оказываемся не в том состоянии, в котором нам нужно быть, то возникают всякие трудности. Берн подобрал очень правильные названия всем эго-состояниям, и вы сейчас в этом сами убедитесь.

Внутренний родитель. Это эго-состояние несомненно имеет сходство с названием, которое предложил Э.Берн. Ведь родитель в нашем представлении, как правило, строгий, поучающий, не терпящий возражений.

Внутренний Родитель – это набор наших чувств, мыслей и поведенческих реакций, которые мы с самого раннего детства скопировали у взрослых значимых для нас людей.

Прежде всего – это родители, а также бабушки, дедушки, тёти, дяди и все, кто, так или иначе, был значим для нас в нашем раннем детстве. Часто для детей Родительскими фигурами являются старшие братья, сёстры, учителя или просто знакомые. Внутренний Родитель – это своеобразный шаблон, который помогает ребёнку выжить в этом мире.

Например. После того, как мама несколько раз скажет ребёнку, чтобы он не трогал горячий утюг, и, получив, вдобавок, болезненные ощущения (от мамы или всё-таки обжёгшись об утюг) в подтверждение маминых слов, дальнейшую заботу о нём будет осуществлять уже его внутренний Родитель.

Через некоторое время мы можем увидеть, как этот маленький человечек будет очень серьёзным тоном и, сопровождая свои слова соответствующими жестами, всем объяснять, что «Утюг трогать нельзя, он горячий!»

Внутренний Ребёнок. Далее Э.Берн отметил следующей интересный факт. Каким бы взрослым и почтенным не был человек, в какие-то моменты жизни он может быть похожим на ребёнка. Это наблюдение подсказало ему название соответствующего эго-состояния.

Внутренний Ребёнок – это все наши чувства, переживания и поведение которые мы когда-то прожили в детстве.

При некоторых обстоятельствах мы не просто вспоминаем наше детство, а как бы снова проживаем прежние чувства, так же мыслим и даже иногда ведём себя соответственным образом. Часто мы переживаем радостные, приятные ощущения, испытанные в детстве, а иногда наоборот, возникает какое-то болезненное чувство, от которого мы не смогли избавиться в детстве. Это, как правило, какие-то страхи, переживания, неудовлетворённость.

Внутренний Взрослый. И, наконец, независимо от наших переживаний, будь то это запрет на что-то нашего внутреннего Родителя, или беспокойство Ребёнка, мы даже в самой сложной жизненной ситуации можем принимать те решения, которые позволяют её полностью разрешить. Причём это выражается не только в нашем правильном поведении, но и в настроении. Э.Берн назвал это состояние – внутренний Взрослый.

Внутренний Взрослый – это та часть нашего эго-состояния, которая максимально соответствует ситуации здесь и сейчас, проявляясь в уверенном поведении, рассудительности и спокойствии.

Оно начинает формироваться у ребёнка уже с шести месяцев. С годами роль Взрослого становится главной в жизни каждого человека. Именно эта часть нашего эго-состояния является посредником между Родителем и Ребёнком, помогая нам в любой момент жизни находиться «здесь и сейчас».

Для иллюстрации того, как проявляются наши эго-состояния, я приведу шуточную метафору. Представьте себе, как повели бы себя три человека у светофора, если бы у каждого из них было только одно из этих состояний.

Человек, имеющий внутреннего Ребёнка, которого ни разу в жизни не предупреждали о последствиях неправильного поведения на дороге, сразу бы побежал на другую сторону, даже не взглянув на какие-то там фонарики. Ему было бы задорно прямо перед едущими машинами перебежать улицу. «Смотрите, какой я быстрый и смелый!» Едва ли это порадует взрослых. Но зато, какой восторг испытают дети, глядя на этого героя!

Другой человек, с сильным Родителем, встанет, как вкопанный перед красным светом! И это, конечно же, правильно! Но, если вдруг светофор окажется сломанным, и красный свет будет гореть целый час, то такой человек так и останется стоять на месте.

А если бы мы могли прочитать мысли Взрослого, на пути которого оказался светофор с красным сигналом, мы бы вспомнили фантастический фильм с человеком-роботом. «Это устройство показывает нам, что дорогу сейчас переходить нельзя. Опасно для жизни! Через минуту. Время ожидания истекло! Принимаю новое решение: посмотреть налево, посмотреть направо. Дорога свободна, можно идти!» Заметили, как это вычурно?

Нормой является координированное действие всех эго-состояний. Главным будет Взрослый. Он прислушается к Родителю, и остановится на красный свет, а не будет на ходу придумывать новые правила. Одёрнет своего Ребёнка, которому тут же захотелось бы побежать вперёд, зато оставит на лице всю детскую непосредственность. Но когда он поймёт, что ситуация нестандартная, поступит так как нужно. Т.е. посмотрит по сторонам и вместе с другими пешеходами перейдёт дорогу.

Мой пример показал лишь взаимодействие эго-состояний между собой внутри одного человека. Но ведь на том же переходе может состояться диалог двух и более людей, который будет полностью зависеть от того, какие их эго-состояния примут в нём участие, и как они будут между собой взаимодействовать.

И тогда то, что я представил как надуманный пример, может иметь место в реальной жизни, в более сложных и непонятных проявлениях.

Для того, чтобы правильно оценивать свое эго-состояние и эго-состояние наших собеседников, прежде всего наших детей, необходимо о каждом эго-состоянии поговорить подробнее.

Учитывая, что в большинстве ситуаций нет того «светофора», который бы указывал нам правильное направление движения, можно полагаться только на силу Взрослого, который всегда принимает правильные, продуманные решения.

Из этого вы можете сделать вывод, насколько сильным и умным должен быть Взрослый всех родителей, чтобы управлять не только своими субличностями, но и правильно формировать все эго состояния у своих детей.

На наших тренингах родители учатся определять своё эго-состояние, эго-состояние своих детей.

А это даёт им возможность более продуктивно строить с ними общение, и избегать по возможности ненужных пересекающихся и скрытых трансакций.

оставьте заявку