Трансактный анализ — эффективный инструмент психотерапии.
…доктор Берн сохраняет столь объективную и
невозмутимую позицию, что производит вначале впечатление
придирчивого испытателя, а не страстного поклонника Фрейда
А. А. Брилл (1947)
из предисловия к первому изданию книги Эрика Берна:
«Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»
Родитель, Взрослый и Дитя
Эрик Берн, автор теории трансактного анализа (ТА) — психиатр и психоаналитик, принадлежал к числу тех учёных, которые приняли и полностью изучили психоанализ Фрейда, но имели смелость пойти дальше в своих изысканиях.
В сороковые годы прошлого столетия, у руля мировой психотерапевтической науки стояли ещё непосредственные ученики Фрейда, и они очень ревностно относились ко всем инакомыслящим новаторам.
Поэтому, когда Эрик Берн опубликовал в научном журнале свой первый труд «Интуиция Эго-состояний», в которой он предложил своё видение структуры личности, проиллюстрировав это графическим изображением в виде знаменитой эго-граммы (РВД), включающей в себя внутреннего Родителя, Взрослого и Ребёнка (Дитя), его обвинили в плагиате на Фрейдовское Суперэго, Эго и Ид (бессознательное).
Но время доказало, что это не так.
У Берна был совершенно новый подход к изучению психики человека.
Он впервые заявил о так называемой социальной психиатрии. Считая, что самым важным в жизни людей является возможность их правильной коммуникации. Чтобы понять, в чём заключается смысл общения между людьми, и научно исследовать это явление, он предложил ввести в психологию такое понятие, как трансакция.
Трансакция — это единица социального общения, которая включает в себя стимул и реакцию. Самым простым примером трансакции является обычное приветствие.Например, если встретятся два приятеля, кто-то первый говорит: «Привет!», посылая свой стимул, и в ответ получает реакцию: «Привет!».

Это слово и легло в основу названия всей его теории трансактный анализ, т. е. анализ трансакций.
Когда учение приняло свою окончательную форму, включающую в себя также теорию личности, взаимодействий, игр, жизненного сценария, а также другие направления, и в мире появилось много последователей Эрика Берна, он написал свою знаменитую книгу «Игры в которые играют люди».
Он выбрал очень правильное название для своей книги, потому что в природе каждого человека сидит «игрок». И для многих было очень заманчиво узнать, как правильно играть в те игры, в которые играют люди, чтобы самим можно было выигрывать.
Несмотря на то, что книга была написана очень доступным языком, и читалась, как захватывающий роман, на самом деле она являлась учебным пособием для специалистов. Да и сама теория ТА была задумана Берном, как практический метод для групповой психотерапии.
Поэтому сразу после выхода этой книги профессия трансактного аналитика в США приобрела широкую популярность. А когда её стали переводить на другие языки, то интерес к трансактному анализу вырос и в других странах.
Но когда люди обращались к трансактным аналитикам за помощью, специалисты начинали объяснять смысл этого метода не с игр, и даже не с жизненных сценариев, а с того, как устроена психика человека, и как люди взаимодействуют между собой.
Это необходимо для того, чтобы клиент мог понять, а что же в его жизни было не так, и от чего у него появились те проблемы, которые и привели его к психотерапевту.
Эрик Берн в своей теории описал устройство личности в виде трёх эго состояний: внутреннего Ребёнка, Взрослого и Родителя, которые имеют своё проявление, особенности и назначение.
Эго состояние — это наши чувства, мысли и поведение в определённый отрезок времени.
Все это формируются у человека с самого рождения, и уже в три года мы можем определить у каждого ребёнка, в каком он находится состоянии в той или иной ситуации.
Берн дал этим состояниям образные названия, и чтобы не путать их с обычным статусом людей предложил писать названия эго состояний с большой буквы.
Так, например, состояние внутреннего Ребёнка может быть в любой момент у каждого взрослого человека.
А у ребёнка даже трёх лет может проявляться его внутренний Родитель, или Взрослый.
Вот это с самого начала работы и должен уяснить себе каждый клиент, чтобы потом говорить на одном языке со своим психотерапевтом.
Итак, что же такое внутренний Ребёнок.
Всем понятно, что новорожденный ребёнок ещё не может о чём-то думать, или говорить, так же как не может совершать осознанные действия.
Но мало кто из людей знает, что в это время он уже испытывает чувства, которые дают ему возможность сигналить родителям о своих потребностях.
Самые первые чувства у человека — это гнев, радость, печаль и страх. Они называются аутентичными, что означат подлинные.
В них пока нет ничего личного. Гнев ребёнок проявляет криком, сопровождающимся напряжением мышц, вегетативными реакциями. Но это всего лишь способ заявить о своих потребностях, или неприятных ощущениях, а не является проявлением какого-то недовольства в адрес мамы.
Радость, печаль и страх тоже проявляются у ребёнка спонтанно в каких-то ситуациях, но мало кто из родителей даёт им правильную оценку.
Например, большинство опытных мамочек советуют молодой маме не приучать своего ребёнка к рукам. Дескать, поплачет и перестанет. К сожалению это действительно так и происходит. Но никому невдомёк, что у ребёнка после долгого крика просто заканчивается энергия гнева, и он погружается в печаль. А каждой маме приятнее, когда её ребёнок лежит спокойно в кроватке, чем постоянно орёт.
Когда ребёнок подрастает, он может активно проявлять чувство радости. Но оно принимается родителями только тогда, когда они сами в хорошем настроении. А если они чем-то озабочены, то радость ребёнка их может раздражать. Так же как некоторых родителей пугает то, что их мальчик может вырасти трусом, и с самого раннего детства запрещают ему проявлять чувство страха. И в последующем ребёнок может научиться его скрывать.
С самого раннего возраста, у ребёнка с подачи родителей продолжают появляться новые чувства: доброта, любознательность, настойчивость, или наоборот трусость, жадность, завистливость, всего и не перечесть. И все эти чувства, которые мы испытали до 3−5 лет остаются у нас потом на всю жизнь.
Когда в каких-то ситуациях у человека проявляются чувства, испытываемые им в раннем детстве, то его высказывания и поведение тоже выглядят, как детские. Тогда мы говорим, что человек находится в состоянии внутреннего Ребёнка.
Но уже в следующее мгновение, если обстоятельства изменятся, он может оказаться в состоянии внутреннего Родителя.
Оно также формируется у нас с самого раннего детства, и призвано сохранить нам жизнь и социальное благополучие.
Это то состояние, которое дети интроецируют (т.е. принимают без всякой оценки) от своих родителей. Дети считывают их реакцию на свои действия, и высказывания, которые у родителей вызывают страх, опасения.
И они очень рано начинают различать одобряющие взгляды, или поощряющие действия родителей, от их негативных реакций. На основании этих оценок у каждого человека в самом раннем детстве появляется свой свод правил, что можно, а чего нельзя. И поскольку он не помнит, как они у него появились, он считает их врождённым состоянием.
На самом деле внутренний Родитель — это результат влияния на ребёнка его ближайшего окружения.
В семье хорошего происхождения все запреты будут направлены на сохранение безопасности и благополучия ребёнка, в том числе и его социального адаптирования, а в асоциальной семье запреты, к сожалению, могут быть на добрые дела и правильные поступки. И в таких семьях дети будут уверены, что их деструктивные мысли и поведение являются совершенно оправданными.
Внутренний Ребёнок и Родитель являются базовыми состояниями для каждого человека. В них заложена основная психическая энергия нашего бессознательного.
Без здорового внутреннего Ребёнка мы были бы лишены радости жизни с её стремлениями, ожиданиями, новыми открытиями. А с ним мы сохраняем активный жизненный тонус на всю жизнь.
При этом каждое мгновение наш внутренний Родитель следит за безопасностью всех действий, мыслей и желаний, нашего же внутреннего Ребёнка.
Уравновешивает эти две психические функции третье эго состояния — внутренний Взрослый.
Это эго состояние начинает появляться у каждого человека уже с шести месяцев. В прямом смысле слова с колыбели. В таком возрасте ребёнок ещё не может принимать осознанных решений, но он уже интуитивно начинает понимать, когда ему можно активно проявлять состояние внутреннего Ребёнка, настаивать на каком-то из своих желаний, а когда есть смысл «прислушаться» к своему внутреннему Родителю.
С каждым годом у ребёнка укрепляется функция Взрослого эго состояния, которая позволяет ему правильно оценивать ситуацию здесь и сейчас. И тогда в зависимости от обстоятельств на бессознательном уровне в нём включается Ребёнок или Родитель.
С возрастом у человека начинает преобладать логическое мышление, и он может уже сознательно контролировать свои поступки и высказывания. В таких случаях мы говорим, что человек находится во Взрослом эго состоянии.
Но возникающие у нас чувства порой не поддаются логическому объяснению, и тогда человек попадает в жизненные тупики.
В таких случаях мы говорим: «Понимаю, что поступаю не правильно, но сделать с собой ничего не могу!»
Когда люди не видят выхода из сложившихся обстоятельств, не могут контролировать свои чувства, у них возникает необходимость обращения к психотерапевту.
Но чувства не возникают сами по себе. Возьмём, к примеру, гнев. Он появляется у ребёнка тогда, когда его своевременно не покормили, не перепеленали, или не доласкали.
При контакте с любящей и понимающей мамой это чувство очень быстро может перейти в радость, а в других случаях, как это было сказано выше в печаль.
Дальше ребёнок начинает контактировать с бабушками, тётушками, другими близкими людьми, а чуть постарше с такими же детьми, как он сам. И получается, что чувства любого человека потом всю жизнь будут зависеть от его общения с другими людьми.
Это и заставило Берна задуматься о том, как же правильно выстраивать коммуникации среди людей, чтобы общение приносило нам радость, а не огорчения, или несчастья.
Исходя из определения трансакции, как единицы социального общения следует, что на стимул, посланный одним человеком, в ответ должна быть получена реакция.
Но так как в любой момент времени человек может находиться только в одном из трёх эго состояний, то даже в общении между двумя людьми могут быть несколько вариантов их взаимодействия.
Главное на что обратил внимание Э. Берн, что общение может быть либо приятным, которое хочется продолжать и получать от этого удовольствие, либо конфликтным которое быстро заканчивается и оставляет после себя неприятный осадок.
На основании этих наблюдений им были выделены виды и правила трансакций, которые более подробно психотерапевт рассматривает с клиентом уже во время психотерапии.
Все начальные знания трансактного анализа можно объяснить клиенту в течение получаса на первой же консультации.
И понимание клиентом того, как он устроен, что происходит с ним во время его общения с близкими, друзьями, или другими людьми, даёт ему возможность понять, что могло привести его к тем проблемам, с которыми он обратился за помощью.
Чем больше у клиента будет таких знаний, тем легче ему будет вспоминать те факты из своей жизни, которые будут очень важными для понимания психотерапевтом его проблем.
Психотерапия может быть наиболее успешной только в том случае, если вклад в неё со стороны психотерапевта и клиента будет 50×50!
В процессе психотерапии клиенты могут узнать ещё много интересного из психологии, и непосредственно из теории трансактного анализа.
И эти знания помогают им не только избавляться от тех проблем, с которыми они обратились за помощью, но и во многом изменить свою жизнь и жизнь своих близких к лучшему.