b86548e2ebed04fc1d9885269a7327ae
Врач-психотерапевт высшей категории
Причины непослушания

Ребёнок не слушается

Что делать? Воспитывать или лечить?

Это одна из самых частых проблем во многих семьях. Она может появляться, когда дети ещё совсем маленькие – в 2-3 года. Но чаще всего в этом возрасте родители находят способы добиваться послушания детей без посторонней помощи. Вера в то, что ребёнок подрастёт, и будет вести себя, как положено, помогает родителям какое-то время избегать общения со специалистами.

А вот уже с началом учёбы у большинства взрослых появляется настоящая тревога по поводу поведения своих детей. И тогда срабатывает закономерный принцип для всех людей. Обращаются за помощью только тогда, когда уже больше «нет сил терпеть».

На вопрос, что делать, если дети не слушаются, ответить можно одним предложением. Разобраться в причинах их непослушания. Потому что такое поведение ребёнка – это его особый способ о чём-то сказать взрослым.

Но едва ли родителям этого будет достаточно. Поэтому я объясню, что такое непослушание.

Прежде всего, это оценка поведения ребёнка, которое не соответствует нашим ожиданиям.

А всегда ли мы правы, требуя что-то от своих детей? Конечно, нет. Но даже самокритичные родители порой забывают об этом, когда они всё-таки не получают от ребёнка того, чего хотели бы.

Это происходит потому, что родители в этот момент тоже ведут себя как капризные дети. Не удивляйтесь, это действительно так.

Каждый человек сталкивался когда-то с ощущением в себе внутреннего противоречия. Когда мы говорим: «Умом понимаю, что это неправильно, но ничего не могу с собой сделать!»

В середине прошлого столетия американский учёный Эрик Берн научно доказал, что в каждом человеке на протяжении всей его жизни сохраняются его детские впечатления. Мы можем часто испытывать чувства, которые были у нас тогда, когда мы были ещё маленькими. При этом наши мысли и поведение тоже соответствуют прежнему детскому состоянию. Хотя сам человек может в себе этого не замечать, но оно есть. Иногда это очень хорошо видно окружающим. Э.Берн назвал это состояние внутренним Ребёнком.

Понаблюдайте за поведением детей в песочнице. Не трудно заметить, что когда они начинают ссориться, то причиной этому всегда является непослушание.

– Давай я буду мамой, а ты моей дочкой.

– Не буду дочкой, я тоже хочу быть мамой!

И, независимо от того, что вы и так уже являетесь мамой, вам порой обидно, что в каких-то ситуациях ребёнок хочет отнять у вас эту роль.

Говоря языком Э. Берна, при непослушании детей вы реагируете на их поведение из состояния своего внутреннего Ребёнка.

Не зная об этих особенностях нашей психики, большинство родителей не понимают, почему же у них иногда возникают такие сложные отношения с детьми.

На первый приём я всегда приглашаю к себе родителей без детей. Мне важно чтобы они поняли, что от них требуется, чтобы ребёнок изменился в своём поведении. Если родители принимают мою точку зрения на проблему непослушания, тогда я могу начинать работать с ребёнком. Т.е. буду решать главный вопрос – в чём же всё-таки причина его непослушания?

Это непростая задача. Во-первых, ребёнок сам этого не знает. Во-вторых, мне придётся построить с ним такие отношения, чтобы он мог откровенно говорить со мной о том, что его действительно беспокоит.

Как видите, оба предполагаемых ответа в названии статьи неправильные.

В данной ситуации, говоря о воспитании, мы всё-таки подразумеваем некое давление на ребёнка. И при этом не всегда учитываем его интересы.

И психотерапия – это не лечение в привычном смысле. Я не ставлю задачу изменить ребёнка, а стараюсь его понять.

Основной задачей врача-психотерапевта в подобных ситуациях, является помочь ребёнку поверить, что его любят и принимают таким, какой он есть.

И он сразу станет лучше! Все дети этого хотят!

оставьте заявку